Главная

 

ШЕСТЬ АСПЕКТОВ

(из переписки)

 

Обзоры
Метод
Слово
Ссылки
Эбаут
Гостевая

 

Не так давно я получил письмо от Владимира Кузника, в котором он рассказывает о своем видении трудностей создания системы искусственного мышления. А речь собственно идет о том, что в планируемом (обозримом) будущем я собираюсь закончить проектирование таковой системы. В настоящий момент заканчивается макетирование базовых решений. Эти макеты должны продемонстировать принципиальную возможность эмуляции процесса мышления. Об этом мы еще будем много и предметно говорить, прямо здесь на сайте.

Вот они, аспекты:

Какие вас ждут трудности:
1. Проблема "внешнего мира". Это не должен быть реальный мир, так как сложность задачи становится невообразимой  Вернее, невообразимыми становятся средства на ее реализацию. Но это не может быть и кодированная информация. Можно даже сформулировать теорему о невозможности существования ИИ, способного принимать, передавать, хранить и обрабатывать только символьную информацию.
Но ничто не мешает создать искусственный "внешний мир", наделенный какими-то  свойствами и какими-то связями. ИИ должен воспринимать его "органами чувств" и далее по схеме найти хоть какие-нибудь связи. Разумеется, "внешний мир" должен быть совершенно независим от ИИ.
2. Если не будет забывания, не будет и разделения на единичные и общие понятия. Сделать это можно следующим образом. "Предметы" из "внешнего мира" должны отличаться сущностно (как собака от кошки). А вот все "собаки" (равно и "кошки") должны отличаться друг от друга одним единственным признаком, который назовем "цветом" и который индивидуален для каждой "собаки" (это не имя!). Конечно, ИИ должен уметь распознавать "цвет". В модели это сделать просто.
 Забывание индивидуального  "цвета" приводит к какому-то одному "цвету". В результате "собака" может быть запомнена или как общее понятие, или как единичное. А может быть вообще забыта, если ее встреча с ИИ была случайной и больше не повторялась. 
3. У ИИ должен быть мотив к какой-то деятельности, и он должен быть наделен исследовательским рефлексом. Какие-то соображения у меня есть, но возможно, у вас тоже что-то имеется.
4. Он должен иметь систему "привыкания" к безопасным или бесполезным предметам, сигналам и шумам. Они могут и не создавать понятий! Как это делается и как это вписывается в схему, я кажется, понимаю.
5. Организация обратной связи. Тоже есть подозрения, как это смоделировать, но все очень в сыром виде.
6. Откуда возникает необходимость прогнозировать свои действия (заранее продумывать) вроде бы понятно.

Мне показались эти аспекты очень важными, достойными того, чтобы их рассмотрение разместить в сети. Что я и делаю. (Кроме того, необходимо приближаться к тому, ради чего все затевалось - к предметной беседе о искусственном мышлении :-)) 

Вот мои комментарии к этим шести аспектам:

1. Проблема "внешнего мира"

В связи с тем, что я ставлю эту задачу как формальную, проблема содержания внешнего мира в самом деле - важнейшая. Вариантов не много, но есть.
Первый, хороший, заключается в том, чтобы с самого начала
"познакомить" систему с существованием внешнего мира, сделав это, например, с помощью видеосистемы на входе.
Этот путь, отчасти, Вы рассматривали в своей постановке.
Я тоже считаю, что вычислительный ресурс таковой системы должен быть очень велик, в настоящий момент мощности персонального компьютера для него просто
не хватит. Кроме того, архитектура такой системы должна быть невероятно сложной и включать в себя реализацию предметной "деятельности", а возможно и
"социальных аспектов". Что также не является тривиальной задачей.

Поэтому я предположил, что для системы внешним миром является весь текст, написанных на естественном языке, только он и ничего, кроме него. Такой вход не только существенно упрощает задачу, он делает ее качественно
иной. Если утрировать, то я предполагаю, что система ИИ вообще может на первом этапе не иметь представления о существовании какого-то внешнего мира, несущего законы, свойства и способность содержать в себе ее существование.

1.1. Теорема о невозможности существования ИИ, способного принимать, передавать, хранить и обрабатывать только символьную информацию.

И это - принципиальный момент. Сформулировать такую теорему, конечно же, удастся. А вот доказать :-)? На этот вопрос, мы с Вами отвечам противоположно. Я считаю, что законы мышления и сознания они не антропны, а являются
свойством мира вообще. (Согласитесь, если бы это было не так, можно было бы закрыть вопрос о возможности развития разума везде, кроме Земли.) Поэтому я ставлю задачу поиска этих законов, а не моделирования человеческого
варинта мышления, которые имеют историю и зависимость от нашей, человеческой аппаратной базы.

И я, также как и Вы, уверен, что существуют минимальные операции (кто-то их называет когнитивными), которые отражают только этот уровень развития материи. Т.е. грубо говоря, система может быть глупой, очень глупой,
но должна быть интеллектуальной с самого (!) своего начала.
Именно в этом, мне кажется, содержится ошибка в прочих подходах, когда систему пытаются сделать сначала функциональной, а реализацию мыслительных функций оставить "на потом", когда "база будет полной".
Разумеется, это "потом" никогда не наступает, поскольку организация хранения данных - это не просто "внутреннее" дело системы, но неотъемлимый элемент мышления.
Я хочу "базу данных" "вырастить" в системе.

Поэтому на первом этапе, ничего, кроме текста, как Объективного Мира. И все функции мышления (включая воздействие на Мир, в этом случае - это генерация нового текста, модернизация старого, создание семантических
структур и прочая "символьная" :-) работа) могут быть адекватно выражены в терминах этого узкого символьного мира.

1.2. "Внешний мир"

Такой простой внешний сильносвязный независимый мир существует. Это мир человеческих текстов.

2. Аспект забывания

Вообще-то этот аспект не представляет собой проблемы.
Если мы понимаем, что забывание - это важнейшая функция мыслительной деятельности, без которой немыслима генерализация, то реализовать забывание возможно самыми разными вариантами, в том числе - экзотическими.

В рабочих макетах я в настоящий момент использую три механизма: выставление весов, убывание веса со временем и нечеткий шаблон. Но это детали, которые легко можно изменить и доработать. Гораздо более интересна сама мыслительная операция сопоставления объектов. Методологические мои размышления по этому поводу представлены в наброске "отождествение и разЪотождествление"
/Method1/SemSynthesis.htm

3. Мотив деятельности

Если справедливо мое предположение о том, что в ИИ должно быть некоторое динамическое равновесие, то "исследовательский рефлекс" - это неотъемлимая часть ИИ, базовая функция которого приведение своей структуры в как можно более устойчивое положение. В некотором смысле, можно провести аналог между принципом наименьшего
действия и внутренними операциями ИИ. Но это гипотезы.
А вот в чем я уверен: нельзя вводить мотивационные функции и "поведение" в ИИ в явном виде. Они должны возникать сами, как результат проявления устройства ИИ и его архитектуры.

Можно считать это очень хорошим тестом. Если ИИ начинает обладать поведением,
значит разработка происходит в правильном направлении.

4. Аспект шума

Не должно быть предопредленного выделения шума. В зависимости от контекста, шум и сигнал могут меняться местами. Реализация подавления шума в динамических
сигналах очевидна, а вот для статических сигналов есть проблемы. В связи с тем, что проектируемая система будет с акцентом "семантическая", я перекладываю проблему обработки шума на генерализацию.
В конце концов, в первых версиях ИИ может быть избыточно шумоустойчив.
Но мне кажется, что шум играет очень важную роль в способностях системы к обобщению. Если выражаться образно, то шум - это строительный материал ИИ. :-)

5. Организация обратной связи

Это чисто реализационная проблема. В связи с тем, что "рабочие пространства" ИИ комплементарны, т.е. находятся друг с другом в соответствии, можно считать, что
внутри системы заложена возможность положительной и отрицательной обратной связи на уровне архитектуры.
Обратная связь с внешним миром - это задачный уровень.
я предполагаю, что ИИ будет иметь технологическое предназначение, иметь своего "оператора", взаимодействие с которым и будет таковой. Иметь "органы" воздействия на внешний мир или систему детектирования в первых версиях не предполагается, поскольку главная задача для меня
сейчас - это обеспечения приемлимого уровня естественно-языкового общения.

6. Прогнозирование своих действий

Наверное, имеется  ввиду ИИ как комплекс с системой детектирования и "манипулирования". В программном комплексе эта задача почти не актуальна, хотя интересно рассмотреть ее как теоретическую.

С другой стороны, почти всегда, в практическом смысле, нам будет нужна система, ориентированная на исполнение своих функций в рамках какого-то жизненного цикла работы предприятия / организации. Здесь "прогнозирование своих действий" можно рассматривать как а) наличие внутри системы ИИ представление об идеальном жизненном цикле; б) наличие у системы представление "о себе" и элементах аппаратной реализации (рассмотрено в "Активных информационных системах"); в) обобщение (выработка закономерностей, прав) поведение "пользователя" ИИ с тем, чтобы адаптироваться с целью максимально эффективного решения совместных задач. 

30 Янв 03

 

Hosted by uCoz