Главная

 

АРАХНОФИЛИЯ

(к вопросу о сетевых структурах :-)

 

Обзоры
Метод
Слово
Ссылки
Эбаут
Гостевая

 

Кто ты? Я не избежал (как многие другие) соблазна застывать в лесу перед паутиной Крестовика и наблюдать, как это великолепное существо, проявляя следы явного беспокойства, реагирует на мои неуклюжие попытки накормить его пойманной мухой. Видел я и ловил, на шарики из гудрона, тарантула. И наблюдал за неспешной степенностью каракурта. Некоторый суеверный страх, замешанный на жгучем любопытстве - останавливали меня каждый раз, когда я встречался  с потомками Арахны, которая навсегда проиграла спор с Афиной-Палладой. О том и речь.

Наша история касается небольшой части Взаимоотношений Паука и Человека. Но безмерно интересной, уходящей корнями в наше космическое прошлое, наше Земное детство, которое австралийские аборигены определяют как Время Сновидений. И свидетельства Первобытного времени в Первобытных мифах.

Наше исследование эмоционально. Оно не претендует на научную скрупулезность. Где-то оно граничит с мистификацией. Мы не преследуем цели полного и точного отражения всех известных науке фактов внимания человека к пауку. Этим рассказом мы пытаемся отдать толику благодарности этому, подчас смешному и беспомощному созданию, милому и удивительно загадочному, который под сильным увеличением так похож странно на Луноход, что невольно возникают самые разнообразные вопросы. Может статься, что вопросов, которые мы сможем задать будет намного больше ответов. Так есть.

Только, по чудом сохранившимся осколкам Древней мудрости мы можем реконструировать Мир Древнего человека. Наивного, чистого и открытого. Воспринимать этот Мир Его, который во многом был для него новым. И тайным.

Древний Паук занимает большое и почетное место в Мире Человека Древнего. Практически, независимо от Его рода, племени и место жительства. И перед тем как мы попробуем разобраться в их отношениях, отметим только одну деталь, которая на наш взгляд очень интересна: чем глубже мы опускаемся назад во времени, тем больше свидетельств, сказаний и мифов о Пауке. Первая странность, если учесть, что огромное количество изустных текстов просто не  дошло. (Письменность была развита слабо. А компьютеров не было совсем.) Странность эта подчеркивается еще и тем, что такая доля почти не коснулась прочих тотемных животных. Только паук, постепенно растворился и ушел из космогонических мифов. Скромный, неестественно скромный.

Безмолвный свидетель нашего появления на земле. Как многие другие. Как все другие. Но случайный ли свидетель? Или нет. Даже, если не преувеличивать  значения Паука как анимического символа, все равно пантеон тотемных животных очень ограничен. И в него не попали  другие. Огромные, красивые, не менее странные. Мой набросок об особом месте паука даже в этом ограниченном списке. Особом месте, позволяющем задуматься. Серьезно задуматься.  Мы заглядываем в его 64 тысячи глаз с вопросом: Кто ты? Попутчик по дорожке эволюции, приведшей нас (как мы самоуверенно полагаем) на  вершину? Друг, польза которого не измерялась тоннами молока? Или странный учитель, спрятавшийся за личиной полного безразличия, и оттого кажущийся еще более мудрым.

Арахна. Я решил начать исследования с известной, не очень старой (как нам поначалу казалось) истории. В греческом городе Колофоне жил был красильщик тканей Идном. Пока ничего странного. У него была дочь. Арахна, имя которой сейчас мы смело можем переводить как Паук. Но тогда, это было просто имя. Строгое, но красивое. Арахна. Она подросла и стала очень известной вышивальщицей и ткачихой. Даже нимфы реки Пактола восхищались ее искусством. А нимфы, как мы понимаем, существа с хорошим вкусом. И все было бы хорошо, если бы не гордыня. Арахна вызвала на состязания в ткачестве самою богиню Афину. В этом тоже нет ничего необычного, в греческих мифах существуют только личности героического склада, а они то и дело спорят и ссорятся с богами.  Первая странная деталь - отсутствие состязания. Сюжет использованный Арахной (а он касался интимной жизни совсем не безгрешных богов) так разгневал Афину (она была отменно гневлива), что  та разорвала прекрасную ткань и оскорбила, в свою очередь, бедную девушку. Та в горе повесилась. И для нас навсегда останется загадкой, чья ткань была прекраснее.

Но тут происходит еще более странные вещи, совсем не вязавшиеся с традициями отношений Богов и Героев: Афина оживляет Арахну и дает ей бессмертие в образе паука. При этом возникают законные вопросы, девушка себя уже наказала - наложив на себя руки, зачем оживлять ее и вечно мучить? Сизиф был наказан тем же за такие грехи, что он может до сих пор считать себя  легко отделавшимся. Кроме этого, это единственный случай, когда герой становился бессмертным на земле. (Для справки - Сизиф таскает камень в древнегреческом аду, Тантал там же, Геракл стал богом и царит на Олимпе, многие  отправились на небо.) Этот миф резко отличается от Метаморфоз, которые поэтически описывали отдельные явления природы и отдельные растительные и животные феномены. Во-первых по времени (миф об Арахне очень древний), во-вторых по героическому богоборчеству, которое уступает место скорое бытовым новеллам в Метаморфозах, в-третьих, композиционные отличия, в которых видны временные наслоения, редакции и поздние правки.

Первоначально миф имел еще один мотив - оборотничество. А напиток, которым Афина оживила Арахну, был изготовлен Гекатой - одной из самых замечательных, но не слишком популярных сейчас фигур в древнегреческой мифологии. Фигуры, настолько интересной, что мы открываем специальную главу, ей посвященную. Добавим только, для многоточия в истории Арахны, что превращение ее в паука носило характер не наказания, но, скорее поощрение ее за дерзость и самоуважение.

Геката. Все боги Греции имели должность. Мы привыкли к этому эллинскому устройству Мира. Должность Гекаты - богиня мрака, ночных видений и чародейства. Ее косвенная причастность к истории Арахны могла бы оказаться просто обязанностью, если бы не глубокие и разнообразные параллели, между этой историей и другими историями, связанные с Пауками у народов, которые совершенно самостоятельно формировали свое отношение к Миру.

Геката - дочь титанидов Перса и Астерии (замечательно, что имя матери Гекаты переводится как Звездная). Геката обладала значительной властью и в связи с ее очень древним происхождением стоит особняком в Олимпийской номенклатуре, отметит только, что по историческим свидетельствам, ее глубоко чтил сам Зевс, который был не слишком сентиментальным.

Несмотря на  свою мрачную работу, она также охраняла детей и юношество и покровительствовала всему, что в современности определяется термином Коммуникация. По описаниям, дошедшим до нас - ночная, страшная, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. Почему-то помогает покинутым влюбленным, бродит среди могил и выводит призраки умерших. Невеселая усталая женщина, одним словом. Но...

Вместе с тем, она - лунная богиня. Почти сестра грациозной Артемиде. Близка Деметре - жизненной силе земли. И довольно часто она выполняла роль проводника двух Миров - Живого и Мертвого.

С Гекатой мы все встречались  в Аргонавтах, именно она помогала Медее добиться любви Ясона.

И совсем интересная справка: является образом демонизма, поставленный на службу человека, но часто губящий, переводя его в план прямой зависимости от темных сил. Очень современно звучит, не правда ли?

Еще более интересна метаморфоза римского импорта Гекаты под именем богини Тривии - богини трех дорог - богини перекрестков и выбора. (Крест еще может появиться в нашем повествовании.) Но и у греков она частенько - трехлика. Очень непонятна ее роль в борьбе олимпийских богов над гигантами-титанами. Ясно одно, после этой революции ее положение в пантеоне усилилось.

О Гекате можно рассказывать долго. Скажем только, что перечисленные особенности ее личности, очень противоречивые, мистические, но гуманные (она не делает зла) позволяют нам соотносить ее образ с образами Пауков других мифологий, хотя прямых указаний на то, что Геката - греческий первопаук и оснований для этого вывода у нас нет.

Паук как он есть. Для того, чтобы из Греции отправиться путешествовать по остальному миру, мы дадим обобщенный портрет Паука у Древнего человека. В этом портрете много взято как поэтическая интерпретация образа этого симпатичного создания. И опять странность. За исключением очень редких (почти исключительных) мифов, паук в архаических мифах всегда выступает как существо удивительно добросердечное, порядочное и мудрое. Факт почти парадоксальный, если учесть как он обходится со своими жертвами (например, Муха-Цокотуха и другие поздние, подчеркиваем, очень поздние тексты).

Качества, присущие его образу: творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие. (Эти качества понятны каждому, достаточно только понаблюдать за пауком в течении суток.)

Колдовские способности пауков в мифологии, так богато представленные по всей земной географии проистекают, вероятно из его облика и эстетики поведения. Известны примеры (даже современные) использования паука в магической медицине как предохранения человека от болезней. (Отметим, для справедливости, что порошок из сваренных в крови кролика желтых пауков, отловленных третьей ночью после первого полнолуния марта используется черными магами для серьезной порчи человека.)

Особые отношения с пауками у американских индейцев. Например, индейцы Чипева над колыбелью младенца подвешивают паутинку, чтобы предохранить его от вреда.

Но даже христиане не смогли избежать темы паука. Именно паук в отдельных апокрифических рассказах спас Христа от жестокости Ирода. И мусульман есть аналогичные древние мотивы - спасение Муххамада с помощью паука и его паутинки.

И бесспорно - основная тема - научение людей ткачеству. Этот мотив хорошо объясним и не является чем-то таинственным. Нет пожалуй ни одного района на земле, сохранившего свои предания, который не был бы уверен в том, что ремесло ткачества и вышивки принес на Землю Паук.

Правда и здесь не обошлось без космологических странностей. У индуистов Брахма из себя самого ткет паутину мировых законов и явления природы. И паутина уже выступает первовеществом вселенной, всеобщей космической тканью. Далеко идущая аналогия, не правда ли? Строения Мира как всеобщей паутины событий, переплетения жизненных нитей встречается довольно много.

Но есть пауки особенные, которым не нужна даже паутина. Таков паук Ананси - старейший из земных существ. (С этим паучком связано огромное количество забавных историй, широко известных у нас благодаря переводам сказок и нескольким мультфильмам.) Интересен африканский Ареоп-Энап, Паук-Бог, Творец, создавший Мир и жизнь.

У индейцев сиу, больших поклонников символа Паука, некто Сусистинако не просто создал Мир, но  сделал это весь элегантно, он изобразил в нижнем мире крест и определил четыре стороны света. Семантика этого подхода глубоко современна.

Отдельной нитью в мифах проходит тема паук-оборотень. Он умеет перевоплощаться в человека, часто в красивого Мужчину, реже - в красивую женщину. На лобовой вопрос, почему вдруг - оборотень, ответить практически нечего. Есть исследователи, полагающие, что произошла инверсия мотива превращения человека в паука за те или иные проступки. Есть исследователи, утверждающие, что оборотничество - результат отражения сознанием вампиризма паука - он пьет "кровь" своей жертвы. И то и другое спорно.

Но есть тема, которая уходит в самою современность, ее актуальнейшую часть сегодня. Ее можно определить так: Пауки и биоэнергетика. Пауки и тонкий план. Пауки и маги. Пауки и сакральные ритуалы. К сожалению, свидетельства дошедшие из древности, современные техники, сокрыты для большинства непосвященных исследователей, но те немногие, которые попадают в специальную литературу и периодическую печать позволяют, если не утверждать, то по-крайней мере предполагать, что Древний человек использовал паука в качестве одного из элементов магического ритуала. Существуют очень спорные публикации, что сакральный символизм берет свое естественное начало от попыток перерисовать удивительные узоры, которыми это животное так богато наделено. Но косвенных свидетельств тому так много, что  мы не можем запросто отбросить это предположение.

Охота. Древний охотник очень хотел быть наделенным свойствами лучших охотников животного мира. Одним из величайших охотников - паук. Именно он научил, в прямом смысле этого слова, ловить сетью. Люди украли у паука эту технологию. Именно паук (и, практически, только он) использует для засады специально созданные сооружения, ямки, канавки и прочее. И яма же является одним из самых древних охотничьих приспособлений.

Паук был учителем человека. Он научил его добывать зверей. И древний человек благодарно запечатлел этот урок в многочисленных мифах и легендах. Воистину, дать ткацкое ремесло и охоту, этого не так мало. Но к удивлению, этот список полон только на половину. На наш взгляд удивительным совпадением является тот факт, что свидетельства и находки пиктографической письменности совпадают с районами, где паук занимает более, чем заметное место в преданиях старины глубокой. А ведь именно пиктографическая письменность является предком письменности современной. Нет, конечно, мы не утверждаем, что человек научился писать у паука, но топологические исследования пиктографического и более позднего идеографического письма у американских индейцев Сиу дают потрясающий результат: 93% изображений топологически подобны паутинам распространенных в тех местах видов паукообразных. И вспомните узелковую письменность.

Мы не коснулись очень глубоких и богатых тем, например, паук и дерево жизни и мира. Паук и Крест. Свастика. (Можно вспомнить, что одно из изображений на одном из нашумевших американских плато, с которым связывают инопланетные посещения Земли - Паук.) Но я уверен, что придет время, когда благодарные ученики воздадут должное мудрому Учителю.

 

Hosted by uCoz