Главная

 

Эволюция 

Парадигмы

 

Обзоры
Метод
Слово
Ссылки
Эбаут
Гостевая

 

Не знаю, почему, но считается, что парадигма или мироПредставление, если говорить несколько шире, является основой нашей системы знаний. Хотя, как мы когда-то выясняли, категориальное знание фактически закрепляет более низкие уровни отражений нашего существования.

История развития парадигмы очень хорошо структурируется, хорошо поддается анализу, настолько хорошо, что мы станем говорить об эволюции парадигмы, поэтому есть смысл начать  наше повествование именно с исторического препарирования этого странного существа «мироПредставление».

В истории нашего мироПредставления я (разумеется, условно) выделяю следующие фазы (если мы говорим про эволюцию, то тогда - филы или виды):

Фаза мифологическая (время сновидений :-);

Фаза метафизическая;

Фаза этическая;

Фаза иерархическая;

Фаза механическая;

Фаза законодательная;

Фаза функциональная;

Фаза релятивистская;

Фаза комплементарная;

Каждая из фаз внесла свой, совершенно особенный вклад в мироПредставление, при этом на каждом этапе, новая фаза отрицает существо предыдущей (как бы отдавая дань Гегелю), но вместе тем, происходит накопление «полезных эволюционных свойств». Но по порядку.

Фаза мифологическая

Как утверждается антропологами, историками и палеонтолагами существование в первобытном состоянии человеческого общества длилось особенно долго. Именно этой социальной организации следует сопоставить «время сновидений», в которой сложилось собственно мироПредставление как таковое и были заложены базовые конструкции, которые (за исключением нескольких легких редакций) практически не изменились до наших дней:

  • Складывается представление о мире как о субстанции, включающей в себя все. Ничего нет, что было бы вне мира. Как правило, в это Мире выделяется мир человеческий, который становится фокусом;

  • Складывается представление о внешних силах, создающих этот мир, его уклад, свойства и прочих важнейших элементов сущестования в нем;

  • Складывается представление о внутренних силах, приводящих к постоянному изменение в мире, их борьбе и конкуренции;

Следует заметить, что мифологическое мироПредставление сильно персонифицировано (или антпропоморфно), а силы как правило имеют и волю, и целеполагание. Кроме этого, можно говорить и о теизме «времени сновидений». Это было время богов и героев. Боги вне, герои внутри. (Если это не комплементарность, тогда что же это?)

Фаза метафизическая

Постепенно, часть внешних и внутренних сил теряет свой персонифицированный облик, становится безличным. В попытке ответить на вопрос «как?» происходит структуризация мифа, начинается гонка за «первоэлементами» мира. Эту фазу мы станем характеризовать так:

  • Складывается представление о Порядке, нейтральном, тотальном и не имеющим антропоморфных носителей;

  • Складывается представление о Мире как структуре, созданной из каких-либо типовых элементов, с помощью единых принципов и механизмов;

Вопрос о причинах развития мира и движущих силах этого развития откладывается. Возникает некоторая статика, которая принимается за гармонию.

Фаза этическая

возникает параллельно с метафизической. Как результат противопоставления Воли и Целеполагания нейтральному Порядку возникает отношение. Мифы переписываются. Одни эгрегоры становятся деятелями Добра, другие Зла. Явление природы может быть карой и быть зависимым от деятельности каждого конкретного человека.

  • Складывается представление об этическом значении любого поступка или деяния, или явления. Возникает этическая полярность;

  • Возникает представление об обратной связи (пока этической, в основе которой понятие справедливости), об ответственности за поступок;

Фаза иерархическая

Структурность устройства и означенность любого события мира находит свое развитие в становлении иерархии. Возникает ориентированность. С этого момента внутреннее пространство, в котором вынужден существовать человек имеет координаты и знак. Всякий поступок может быть взвешен и уложен. Этап реформ закончился, главным итогом которого стала утрата целостности мироПредставления (синтетическая наука, которой являлась ранняя мифология, распалась на группу наук, каждая из который имела свою концептуальную базу, не приведенную к общему знаменателю) и возникновение ориентации в социальной деятельности.

  • Складывается представление об иерархическом устройстве мира (в котором действует формула «состоит из»);

Но новые империи потребовали новой целостности, взамен утраченной. И эта целостность могла быть только конструкционной, поскольку общественная система становилась слишком сложной, слишком специализированной.

Фаза механическая

Не случайно слово механизм до сих пор означает «способ реализации того или иного процесса». Накопленное феноменологическое знание нуждалось в «упаковке». И эта упаковка была найдена. Была создана парадигма, являющаяся первой теорией систем. Сегодня, иногда, мы называем такие системы механическими, считается, что они уже устарели и не используются, хотя на самом деле, мы просто не замечаем насколько велик след этой парадигмы, насколько она много (и, часто, очень хорошо) работает. Эта модель заслуживает того, чтобы отдельно рассмотреть каждый ее принцип.

  • Всякую вещь можно рассматривать как нечто Целое, состоящее из своих элементов - Частей (Формула «Состоит из»);

  • Систему можно однозначно описать некоторой моделью, при этом всегда можно сформулировать фазовое пространство, точка которого, называемая состоянием будет однозначно характеризовать систему;

  • Любое изменение в системе есть последовательность таких состояний, а движение этих изменений являются траекторией в фазовом пространстве;

  • Свойства Целого полностью описываются суперпозицией свойств Частей (формула Архимеда);

  • Любое событие в системе имеет причину и следствие;

  • Одинаковое событие при одинаковых условиях вызывает одинаковое следствие;

Нередко механическую систему расширяют понятиями пространства и времени, а для ее частных решений применяют бинарную логику, тогда она становится ньютоно-картезиансокой парадигмой (НКП).

Механическая система представляет собой одну из самых красивых, оптимистичных и пользовательски понятных моделей абстрактных систем. Кроме того, будучи примененной в сочетании с понятием функциональной зависимости она создавала иллюзию описываемости мира. Помните Лаплас (вслед за Архимедом) говорил, что можно проследить полное развитие Мира, если известны начальные фазы всех его элементов. (Этого как раз и не удалось сделать на определенном этапе.)

Но не будем торопиться, а продолжим.

Фаза законодательная

Механический мир нуждался в объяснении феномена повторяемости явлений. Фактически, требовалось осознать наличие причинно-следственных отношений в мире. Такое оправдание нашлось. Им стал Закон. Закон, пронизывающий весь мир, выполнение которого стало обязанностью всего, что существует в мире.

  • Складывается представление о Мире как о системе Законов, смысл и наполнение которых может быть доступно человеческому сознанию;

Так, в систему мироздания вошла человеческая логика, которая через некоторое время станет доминирующим методом построения систем мироПредставления.

Компенсацией законодательному облику мира, в котором не было места чувству, этике и Иррациональному стало параллельное развитие мистического мироПредставления, но мы не станем выделять его в отдельную фазу, ибо со временем покажем, что мистика и наука отличаются много меньше, чем это можно было предположить.

Фаза функциональная

Формулирование НКП позволило сделать рывок в сторону синтетического знания. Впервые, после ухода Времени Сновидений стало возможным рассматривать мир как нечто единое, подчиняющееся единому композиционному строению. Даже красота стала элементом функциональности: «красота» моделей стала являться критерием их «правильности» и фундаментальности. Фактически, функциональная фаза продолжается до сего момента и (на сегодняшний день) трудно предположить ей альтернативу.

Функциональная фаза породила научный метод, который связал модель и феномен, процесс генерации мироПредставления и существование в Мире.

Фаза релятивистская

Некоторый релятивизм изначально заложен в любое мироПредставление, поскольку любая парадигма содержит в себе точку зрения ее автора. Кроме этого, любое значение появляется в результате сравнения. Но именно формулирование релятивизма как системообразующего принципа было воспринято Цивилизацией как признак мудрости. С этим можно вполне согласиться, если бы не одно обстоятельство, формулирование конструкции типа «теория теория» ставит крест на отношении к теории как к инструменту познания. К сожалению, мы поняли это слишком поздно, когда эпоха постмодернизма нас полностью поглатила.

  • Складывается представление о тотальной взаимозависимости (взаимопроникновенности) Мира и его элементов; (Стало невозможно рассматривать описания Мира без описания системы описания.)

В этот момент механическая система обогатилась различными релятивисткими и специфическими квантовыми украшательствами. Для того, чтобы различать классическую механическую систему и современные системы, которые открещиваются от своего родителя, мы станем их называть функциональными системами, отдавая-таки дань их универсальности и гибкости.

Фаза комплементарная

По моему мнению, именно эта фаза характеризует будущее мироПредставление. Фактически, именно появление этой фазы заканчивает первый круг ее эволюции. Представление о Комплементарном мире только складывается, хотя я могу взять на себя смелость и сформулировать те принципы, которые через некоторое время станут доминирующими при описании Мира.

Могу, но пока не стану. :-)

 

Hosted by uCoz